Новые известия
Четвёрка госкомпаний не доплатит бюджету 223 миллиарда рублей
В мае этого года федеральный бюджет России вдруг получил очень неплохой «подарок»: 45,6 млрд. рублей от компании Sakhalin Energy Investment Company. Она является оператором проекта «Сахалин-2», в рамках которого добывается нефть на Дальнем Востоке и функционирует первый в нашей стране завод по производству сжиженного природного газа.
Как зарабатывает государство на дивидендах
Как зарабатывает государство на дивидендах
Согласно реестру Росимущества, государство на данный момент является собственником или владеет частью 1084 акционерных обществ. И, как любой собственник, имеет право на получение своей доли от прибыли. Но в первом полугодии 2019 года только одна из этой тысячи, далеко не самая крупная и известная компания - Sakhalin Energy Investment Company, обеспечила более 90% всех поступающих от госкомпаний в федеральный бюджет дивидендов.

50% + 1 акция Sakhalin Energy принадлежит Газпрому, а Росимущество, которое отвечает за госсобственность, держит одну спецакцию, которая даёт право на получение дивидендов. Поэтому половина от выплачиваемых компанией дивидендов идёт прямиком в федеральный бюджет. Однако никто не ожидал, что выплаты будут проведены уже в мае. Единой даты выплаты дивидендов акционерам не существует, но большинство компаний проводят выплаты за предыдущий год в начале второго полугодия.

Теперь подробнее рассмотрим, кто, как и в каком объёме сегодня выплачивает дивиденды в госбюджет.
Обязаны ли компании платить дивиденды?
В частных компаниях всё решает совет директоров: руководство вправе определять, направлять ли прибыль на выплаты дивидендов акционерам или же направить её на развитие компании. В плане государственных компаний всё иначе: Минфин, стараясь наполнить бюджет по максимуму, придерживается линии, что все госкомпании должны платить дивиденды в объёме 50% от чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчётности, которые включают в себя финансовые результаты дочерних компаний.
Евгений Змиев
кандидат экономических наук, профессиональный эксперт
в области управления организациями и бизнесом,
член советов директоров российских компаний
«Если смотреть со стороны акционера, в своё время вложившего свои средства в капитал предприятия, то получать обратно ежегодно 50% прибыли абсолютно логичное и экономически обоснованное нормативное требование».
Почему лишь одна компания из 1084 обеспечила 90% выплат?
Просто время выплат ещё пришло, поэтому в первом полугодии 2019 г Sakhalin Energy был единственным крупным плательщиком. Остальные подтянутся позже. Так, в 2019 году федеральный бюджет рассчитывает получить 589 млрд. рублей. При таком раскладе по итогам года Sakhalin Energy должна обеспечить 7,74% всего дохода от дивидендов. Всё равно очень немало для одной не самой крупной компании.
Выполняют ли госкомпании требования Минфина?
Год за годом Минфин закладывает в бюджет дивидендные ходы исходя из своих теоретических расходов, и год за годом он их... не получает.
Сколько недоплатили бюджету крупнейшие госкомпании (Роснефть, Газпром, Сбербанк и ВТБ)
А вот при планировании бюджетных доходов на 2018–2020 годы Росимущество и Минфин разошлись в оценке поступлений примерно на 700 млрд. рублей: Росимущество оценивало потенциал отчислений в 2 раза ниже Минфина.

Кто уклоняется от уплаты дивидендов?
Чем крупнее и прибыльнее компания - тем сильнее желание сэкономить. В 2016 году правительство позволило сократить дивиденды 12 компаниям, в 2017 году – 9. Рассмотрим, насколько ответственно подходят к дивидендам крупнейшие плательщики.
Как относятся в правительстве к неуплате дивидендов?
В целом, наше правительство не против невыплат дивидендов. Основная борьба за дивиденды шла в 2017 году (тогда Минфин определился с нормой в 50% от прибыли по МСФО), тогда и вице-премьер Игорь Шувалов, и глава Счётной Палаты, и глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступали против единой нормы. Их подход таков: кто сколько хочет, столько и платит. Главное – с правительством согласовать. Минэкономразвития предлагало определять размер дивидендов индивидуально на основе аудиторской оценки, но это так и осталось лишь предложением.
К каким последствиям ведёт такая «гибкая» политика государства?
Если кратко, то, по мнению экспертов, такая политика отбирает деньги у людей и даёт конкурентное преимущество госкомпаниям по сравнению с полностью частными компаниями.
Дмитрий Милин
независимый аналитик
«От послаблений в плане выплаты дивидендов страдаем мы — граждане России, которым государство повышает налоги и пенсионный возраст за счет льгот госкомпаниям, крайне неэффективно распоряжающимися имеющимися средствами».
Гарегин Тосунян
президент Ассоциации российских банков, член-корреспондент РАН
«Любые преференции в адрес госкорпораций – дополнительное нарушение конкурентной среды. Преференции по определению являются не конкурентными, особенно, когда начинаются всякого рода льготы».
Оксана Васильева
к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
«Конкурентное преимущество госкомпании получают в связи с тем, что по сей день не установлен единый норматив перечисления дивидендов от прибыли госкомпаний. Да и частные инвесторы получают более высокий доход от дивидендов по сравнению с частными компаниями».
А как обстоят дела в Европе?
По данным Минфина, в Центральной и Восточной Европе госкомпании стабильно выплачивают государству в среднем 70% своей прибыли. Логично, иначе зачем вообще государство тащить на себе бремя управления госкомпаниями? «Частники» справятся с этим куда лучше.

Но есть одна проблема: если компании будут отдавать почти все заработанные деньги государству, то для собственного развития им придётся искать другие источники капитала и привлекать для этого инвесторов. Для компаний Европы, США и развитых азиатских стран такая работа – это норма. В России всё несколько иначе.
Евгений Змиев
кандидат экономических наук, профессиональный эксперт
в области управления организациями и бизнесом,
член советов директоров российских компаний
«Увеличение нормы выплаты дивидендов до 70% от прибыли в российских условиях может противоречить стратегиям развития компаний и тормозить их рост, так как многие из них в первую очередь ориентируются на собственные источники финансирования роста и капвложений, то есть на прибыль, остающуюся в распоряжении акционерного общества. И только во вторую, на привлечение заемного финансирования. Потому что в России в противовес Европе ещё далеко не все понимают и умеют привлекать внешнее финансирование для развития и инвестиций».
Не пора ли приватизировать?
Теперь возникает главный (почти что философский) вопрос: а так ли нужны государству компании? Мнения экспертов дают вполне однозначный ответ: нужна приватизация. Вопрос только в том, как приватизировать, чтобы не повторить горький опыт 90-х годов.
А теперь посчитаем, сколько бюджет получил бы при закреплении жёстких норм по дивидендам в 50% от чистой прибыли.

В этом случае бюджет получил бы в этом году дополнительные 129 млрд. рублей от Газпрома, 29 млрд. рублей от Сбербанка, 27,3 млрд. рублей от Транснефти и 38,15 млрд. рублей от ВТБ.

Только эти четыре компании недоплатили бюджету более 223 млрд. рублей!