Posted 14 марта, 07:47

Published 14 марта, 07:47

Modified 15 марта, 08:51

Updated 15 марта, 08:51

Пожар на Рязанском НПЗ после удара дрона

Дроны против НПЗ: приведут ли атаки БПЛА к новому топливному кризису

14 марта 2024, 07:47
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Пожар на Рязанском НПЗ после удара дрона
Первая атака украинского дрона на НПЗ в Туапсе была в феврале 2023 года. Спустя год направление удара БПЛА предельно понятно: НПЗ, нефтебазы и трубопроводы. Дроны бьют по заводам, снабжающим Центральный округ всеми видами топлива — дизелем, бензином, авиационным керосином. Чем грозят эти атаки?
Сюжет
БПЛА

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Удары украинских БПЛА по объектам нефтянки России случались за два года СВО не один раз. Год назад загорелся НПЗ в Туапсе, в августе дрон атаковал брянский завод и нефтебазу. Сами удары носили случайный характер, а эффект от них был больше для «картинки» в телеграм-каналах.

С осени 2023 года ситуация начала меняться, число ударов росло, урон — тоже. С января 2024 года удары беспилотников по нефтяным предприятиям стали не только видимыми, но и ощутимыми.

Март превзошел все нехорошие ожидания нефтяников. За неполные полмесяца семь предприятий были атакованы. Два налета на лукойловский НПЗ в Кстове лишил московский регион половины бензина и дизеля. Удар по рязанскому заводу имел целью прервать поставки не только моторного топлива, но и авиационного керосина.

На горизонте замаячил вопрос: грозит ли новый топливный кризис уже не от санкций или неудачных действий властей, а от разрушения нефтяной инфраструктуры.

Какие НПЗ снабжают Центральный регион страны

Поставки топлива в Москву, Подмосковье и Московский регион обеспечивают в основном четыре завода: Ярославский, Московский, Рязанский и Нижегородский НПЗ. Самый крупный из них и третий по стране — Рязанская нефтеперерабатывающая компания. По данным 2021 года, в Рязани выпускали 17, 1 миллионов тонн. Сейчас данные о том, сколько и какую продукцию выпускает завод, засекречены.

Нижегородский НОРСИ, принадлежащий Лукойлу, следует в рейтинге сразу за Рязанью. Здесь выпускают 17 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Завод в Кстове пострадал трижды — в декабре прошлого года, но незначительно, в январе и прошлой ночью.

«Ярославнефтеоргсинтез» входит в десятку самых крупных нефтеперерабатывающих предприятий страны. Его установленная мощность — 15 млн тонн в год.

Московский НПЗ, принадлежащий «Газпромнефти», замыкает кагорту крупных поставщиков бензина и другого топлива в столицу и область. На нем вырабатывают 11 миллионов тонн нефтепродуктов в год.

Из 4 топливных гигантов 2 понесли урон от ударов дронов.

Какие повреждения нанесли дроны, и как это скажется на выработке топлива

Нефтяные компании не дают информации о характере повреждений и о том, как это скажется на поставках бензина, дизеля и авиационного керосина. «НИ» обсудили этот вопрос с экспертами и получили их оценку ситуации.

Больше всего пострадал НПЗ Лукойла в Нижегородской области — за последние три месяца дроны атаковали его три раза и наносили ущерб разной степени. Последний удар может быть самым ощутимым. Там выбыла установка по переработке 9 миллионов тонн первичной переработки нефти. НОРСИ работал с высокой степенью загрузки. Она составляла 85-90% от максимальной мощности.

В декабре, а затем в январе этого года была выведена из строя крекерная установка. Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев напоминает, что частичное разрушение оборудования установки затронуло производство бензина:

— У Лукойла были определённые опции по маневрированию. То, что мы видели в январе, когда эта установка уже практически не работала, загрузка НПЗ снизилась по первичной мощности до 78%. Из-за того, что эта установка не будет работать, АВТ-6 — 9 млн тонн из 17 млн тонн установленной мощности, мы увидим всё-таки снижение загрузки до 40% — 45%, и это означает дополнительную потерю объёмов и по бензину, и по дизельному топливу. Мы можем потерять 80 — 100 тыс тонн в месяц предложения от Нижегородского НПЗ.

Ситуация с Рязанским НПЗ, принадлежащим «Роснефти», пока не очень ясная.

— Рязанская НКБ, безусловно, один из трёх ключевых НПЗ, которые снабжают Московский регион и Центральную Россию топливом, и у завода очень существенная роль не только по бензину, но и по авиакеросину, то есть, наряду с Ярославлем и, в меньшей степени, Московским НПЗ, это очень важный завод.

Рынок потеряет топливо, а компании — деньги

Установки, которые были атакованы БПЛА, были остановлены. Они не будут производить топливо, которое распланировано на месяцы вперед. Нет продукции — нет оборота м прибыли. Помимо этого, и Лукойл, и Роснефть будут вынуждены потратить десятки миллионов долларов на ремонт оборудования.

Денежные потери — это одно, однако из-за санкций оборудование заменить будет чрезвычайно сложно. Это показали сроки ремонта поврежденной крекерной установки на Лукойле. Сначала Минэнерго успокаивало отрасль и граждан — ремонт не займет больше полутора месяцев. Эти сроки прошли, ремонт с мертвой точки не сдвинулся. Теперь Александр Новак называет другую дату — конец мая. Хорошо, если к «высокому сезону» по топливу — отпускам — оборудование будет поставлено, и производство возобновится.

Если по дизелю у экспертов прогноз нейтральный, то с поставками бензина может начаться напряженка.

— С бензином баланс может быть более напряжённый, потому что традиционно внутреннее производство превышает спрос на 8% — 15% в зависимости от времени года. Летом спрос высокий, разница, которая отправляется на экспорт меньше, зимой — больше. Сейчас мы понимаем, что из-за того, что выбыла установка на Нижегородском НПЗ, могут быть проблемы в Рязани, были определённые сложности в Волгограде тоже из-за атак дронов, да, потенциально это может означать, что предложение будет несколько ниже, чем спрос, — говорит Сергей Кондратьев.

Нефтебазы, РЖД и прочая логистика

Из-за запрета экспорта бензина рынок этого моторного топлива будет легче сбалансировать и не допустить дефицита. Но всегда есть сразу несколько «но».

Чтобы бензин был на заправках без перебоев, сейчас отрасли нужно заняться логистикой. Чтобы подойти к лету с высоким запасом топлива, нужно уже сейчас начать накапливать его на нефтебазах. Не стоит забывать, что и нефтехранилища входят в список целей украинцев. Помимо закачки бензина даже в больших, по сравнению с привычными, объемах, вопрос о защите баз выходит на первый план. За два года нефтебазы были атакованы 13 раз, и это не считая хранилищ авиационного керосина при атаках на аэродромы.

Политолог Анатолий Несмиян считает, что следующей целью могут стать объекты логистики:

«Удары беспилотников будут перенесены на объекты логистики — перевалочные центры. Учитывая, что стране их всего четыре, из которых два уже находятся в пределах досягаемости беспилотников — Санкт-Петербург/Усть-Луга и Новороссийск, то топливный кризис может стать хроническим с периодическими обострениями.»

Другая проблема логистики нефтепродуктов — транспортировка из по железной дороге.

— В прошлом году железная дорога была перегружена. Она перегружена и сейчас, из-за того что мы перенаправляем экспортные потоки на восток, и понятно, что всё непросто. У нас были ситуации, когда оптовые потребители могли ждать топлива вместо 10 дней — 20 и больше, — напоминает Сергей Контдратьев.

Если запасы топлива будут небольшими, а транспортные потоки по ж/д не отладятся, то на локальном уровне возможны сложности, предупреждает эксперт. Это и понятно: если бензин или дизель не доехал до места назначения, то на заправке его не будет.

Цены на нефтепродукты будут расти

Оптовые цены на бензин и дизель на фоне ударов дронов по НПЗ в европейской части страны вернулись на уровень сентября 2023 года до введения запрета на экспорт дизеля.

Бензин марки АИ-92 на бирже в Санкт-Петербурге вырос в цене до 48,7 тыс. рублей за тонну, АИ-95 — до 59,1 тыс. руб./т. По стране бензин подорожал еще больше: АИ-92 — до 48,18 тыс. руб./т, АИ-95 — до 60,6 тыс. руб. за тонну. Цены на бензин начали расти сразу после того, как стало известно о повреждениях, и рост их существенный, отмечает Сергей Кондратьев:

— Мы последние два дня видим, что биржевые цены растут на 1% — 2% в день. Это высокие темпы. Мы понимаем что во многом — это эмоциональная оценка ситуации, потому что многие трейдеры на рынке не могут точно сказать, какие будут последствия на горизонте нескольких недель, удастся ли эти мощности быстро вернуть в строй. Эти происшествия могут оказать существенное влияние на баланс рынка, если будут опасения того, что это приведёт к дефициту топлива и того, что пройти пиковый сезон будет непросто. Пока таких опасений нет.

В России есть достаточное количество потоков, которые можно перенаправить, Например, Нижегородский НПЗ может загружать свои установки вторичной переработки, даже если АВТ-6, поврежденная дроном, не будет работать.

В России есть еще палочка-выручалочка — Белоруссия. Единственный союзник России, как известно, профицитна по бензину. Когда в России были топливные кризисы, именно оттуда шли поставки.

Но самый главный вопрос сейчас даже не цена или сроки ремонта, а безопасность нефтегазового комплекса. Сейчас самое главное — защитить НПЗ от атак БПЛА. Нефтяники уже с 2020 года закупают противодроновое оборудование, как это делали в Ярославле. Но возможности отрасли ограничены. Хотя нужно сказать — защита заводов от военной угрозы — это не задача нефтяников, а государства.

"