Posted 17 апреля, 14:54

Published 17 апреля, 14:54

Modified 17 апреля, 16:11

Updated 17 апреля, 16:11

За первый квартал 2024 года было продано 388 тысяч новых автомобилей

Статус, накопления и страх: почему россияне ринулись скупать новые автомобили

17 апреля 2024, 14:54
Фото: sensaciy.net
За первый квартал 2024 года было продано 388 тысяч новых автомобилей
Объем продаж новых автомобилей в стране — один из главных показателей благосостояния. Несмотря на рост цен, утильсбора и самые мрачные прогнозы, новые авто в России все же покупают. Почему это происходит и что будет с авторынком в 2024 году?
Сюжет
Цены

Ирина Королёва

В прошлом году рынок новых автомобилей преодолел порог в 1 миллион. По последним данным Ассоциации европейского бизнеса, рост продаж за 2023 год составил 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но это — с учетом альтернативных каналов и завоза машин по параллельному импорту.

Отложенные деньги, скидки и страх

На этот год прогнозы были более скромные с учетом возросшего утильсбора. Но все произошло иначе.

«Сейчас новый автомобиль стоит в среднем 3 миллиона. Цена конечно шокирует, но все равно многие покупают. Только за первый квартал 2024 года было продано 388 тысяч новых автомобилей. К концу года, думаю, продадут около полутора миллионов новых машин. Я задаюсь вопросом, с чем это связано. В большинстве случаев — отложенный спрос. Кто-то копил, кто-то потратил на авто те средства, которые были отложены на отдых, который не состоялся по каким-то причинам. Кто-то предпочел покупке недвижимости автомобиль», — рассказал «НИ» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Но у роста продаж новых автомобилей есть и другие причины.

«За первый квартал этого года люди купили более 300 тысяч новых автомобилей. Это были отложенные на покупку деньги. К тому же многие марки в конце прошлого года предоставляли хорошие скидки, это тоже сыграло роль. Также компании-производители предоставляли свои корпоративные кредиты. Это тоже повлияло», — считает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Экономисты считают, что спрос на авто все равно будет расти, и руководить людьми при покупке новых авто будет… страх.

«Растут автокредиты. Сейчас их выдают под 20%, но не факт, что не будет выше. Растет цена из-за утильсбора. И люди думают, что цены будут еще больше повышаться, и боятся упустить момент. Да, цены фантастические, причем корейских, японских, немецких машин практически нет. Если 6 лет назад Land Cruiser стоил 3 с половиной миллиона рублей, сейчас — 16 миллионов. Утильсбор, таможенные пошлины — все это составляет до 30% стоимости автомобиля. Но, повторюсь, людьми движет страх и желание купить новый автомобиль, чтобы снять с себя издержки по ремонту старого», — считает проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.

Цена на отечественные и китайские авто вырастет, но не сильно

Строить сейчас какие-то прогнозы — дело неблагодарное. Мы не знаем, какой будет ключевая ставка, каким будет курс валют.

«Но если все же предположить, что совсем уж потрясений не будет, то рынок легковых автомобилей все-таки подрастет относительно 2023 года», — заявил «НИ» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Сколько продадут новых автомобилей в 2024 году, можно пока только предполагать. Многое будет зависеть от экономической ситуации в стране. Но, по расчетам автоэкспертов, чтобы заместить машины, которые выходят из эксплуатации, необходимо будет продать примерно полтора миллиона новых легковых машин.

Что касается цены, то, по данным Росстата, стоимость нового автомобиля отечественной марки выросла с 900 тыс. до 1 млн 150 тыс. рублей. А средняя цена на новое импортное авто увеличилась с 1,8 до 2,3 млн рублей. Причем скачок был зафиксирован в июле–августе 2023 года, когда и произошла индексация утильсбора, после чего цены более-менее стабилизировались.

«Средняя цена на новую отечественную машину сегодня на уровне 1 миллиона 500 тысяч. Импортная новая машина стоит более 3-х миллионов рублей. Продаваться машины будут, но это зависит от многих внешних и внутренних факторов. Если повысят утильсбор, рынок просядет, и мы вернемся к 85-м году, когда полстраны ездила на „Жигулях“, — считает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Цены, разумеется, будут расти и меняться — как на российские, так и на китайские автомобили. Увеличение утильсбора на 15-20%, о котором сейчас все говорят, может привести к подорожанию импортных новых автомобилей.

«Если говорить про новую машину, то средняя цена „китайца“ в этом году будет около 3, 5 миллионов рублей. Российские машины тоже подорожают, потому что утилизационный сбор платят все. Другое дело, что при покупке российских машин происходит возврат части утильсбора за счет промышленных субсидий», — поясняет координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Рынок новых авто поделят российские и китайские машины

Как будет распределяться доля автомобилей на российском рынке? По мнению автоэкспертов, его поделят в основном российские и китайские авто.

«По моим расчетам, доля распределения рынка сложится следующим образом: отечественные автомобили — 41%, китайские бренды займут примерно 50-51% рынка и все остальное — это параллельный, перпендикулярный, альтернативный и прочий ввоз», — заявил «НИ» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Прогноз автоэксперта Игоря Моржаретто немного отличается:

«По моим оценкам, 60% рынка займут китайские автомобили. 30% останется за Автовазом, 10% — это „Москвич“, серый импорт, Mercedes, Hyundai и прочие иномарки. Но если мы повысим утильсбор или поссоримся с Китаем, они с рынка уйдут. Не стоит забывать, что на Автовазе 30% комплектуающих — из Китая. Но сейчас мы можем только предполагать. Все будет зависеть от величины утильсбора, новых санкций, отношений с Китаем», — считает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Причем эксперт считает, что параллельный ввоз может и вовсе «усохнуть» в пользу китайских автомобилей, так как сейчас с ним слишком много проблем.

Что касается цен на новые авто, то, по мнению Максима Кадакова, она не будет повышаться. Наоборот, дилеры будут устраивать акции и скидки для покупателей, чтобы завлечь клиентов.

«К той цене, относительно которой можно расти, заложены очень большие прибыли и дилерские, и представительские. И добавляя то, что набежало с повышенного утильсбора, дилеры могут постепенно подрезать свою маржу, оставляя примерно такую же цену. Кто-то может и вовсе подрезать цены, потому что они действительно уперлись в потолок», — считает Максим Кадаков.

По данным экспертов «Автостат», более половины проданных за прошлый год легковых автомобилей приходится на три марки. Лидерство на отечественном рынке уверенно сохраняет LADA (около трети от общего объема продаж). Тройку лидеров замыкают китайские бренды: Chery и Haval.

"